СТАТЬИ

Сила обстоятельств

22:03 11.03.2010 |

Знакомьтесь: Надежда Алексеевна Гаврилова, учитель истории, краеведения, обществознания Дмитровского профессионального колледжа.

На ее уроках не бывает скучно даже завзятому «троечнику». Ей удалось изменить стереотипное представление о том, нужна ли история современным студентам. «А как может быть иначе, если она начинается с твоего города, родословной твоей семьи?» — задает она риторический вопрос.

— Сколько лет Вы преподаете?

— Больше четверти века! Закончила дмитровскую школу №3, областной педагогический институт имени Крупской. Начинала с лаборанта, потом стала преподавателем. Я дмитровчанка, поэтому с огромным удовольствием преподаю краеведение. Мы часто бываем на экскурсиях, в музее...

— Как получилось, что выбрали эту профессию?

— Мне повезло с учителями истории в школе. А потом... сила обстоятельств привела меня к этой профессии, которая определила судьбу.

— Не жалеете, что стали учителем?

— Сил и здоровья это отнимает немало. Каждую судьбу через себя пропускаешь, переживаешь... Однако с ребятами интересно, свой возраст не замечаешь. Любопытно наблюдать, как приходят одни, а выпускаются уже совсем другими. Смотришь на них, и счастье охватывает.... Говорят, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Оценка ведь — это не результат, мы просто оцениваем, как сделано то или иное задание. А результат — то, что откладывается в душе человека.



— Какую роль должен занимать учитель в обществе?

— У него должна быть ведущая роль в обществе. Правда, учителя бывают разные: кто­то несет доброе и вечное, а кто­то трудится от звонка до звонка. Но надо помнить: мы не только передаем знания, мы учим жизни. А от этого может сложиться или не сложиться судьба.

— Достойно оценивают ваш труд сейчас?

— Мне кажется, в нашем обществе сложилось потребительское отношение к учителю. Эту профессию отнесли к сфере обслуживания. Когда приходим в ресторан, мы же хотим, чтобы нас хорошо обслужили и вкусно накормили! Вот и учитель должен все разложить, разжевать и в рот положить. К тому же это сфера, где все себя ощущают профессионалами. Мне много лет назад одна мама моего ученика, который не мог у меня даже тройку получить, сделала выговор: «Вы что, не можете сказку свою рассказать так, чтобы он ее запомнил?»

— Успевает ли учитель развиваться в ногу со временем, ведь знания постоянно обновляются?

— Увы, в нашей действительности знания стали играть меньшую роль, чем связи. Зачем учиться, если можно просто купить корочки? Исчезло понимание истинных ценностей. У молодежи сегодня «клиповое» сознание. Им нужно шоу, чтобы удержать их внимание. А для понимания знаний требуется методичность, терпение и настойчивость. Тем не менее нам приходится идти в ногу со временем, чтобы говорить с учениками на одном языке.

— Как вы относитесь к ЕГЭ?

— Я считаю, не по всем предметам должен быть Единый государственный экзамен. Эта система до конца не продумана. У нас так всегда: лес рубят, щепки летят. Но ведь «щепки» — это наши дети. Нас убеждают в том, что те, кто мало получил баллов, должны идти в ПТУ. Выходит, рабочую профессию должны получать менее умные? А потом нам говорят, что у нас товары некачественные...

— Ваши выпускники часто благодарят Вас?

— Да, здороваются на улице, рассказывают о себе...Скрывать не буду: это приятно! Что интересно, приходят и те, кто учился посредственно (смеется).

— Не пугает, что в последнее время делают с историей?

— Конечно, нельзя так относиться к науке, цель которой — создать достоверную историю жизни. Надо знать правду о прошлом, пусть даже она буднт нелицеприятной. И в этом многое зависит от учителя. Иначе получится, как шутил Бернард Шоу: «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков».

Важно не только то, о чем говорится в школьных учебниках. Не менее важно, о чем умалчивается.

— Студенты с интересом изучают историю дмитровского края?

— Энтузиазм будет, если сформируешь интерес к предмету. В ход идет все, от походов до экскурсий.

Современные студенты — прагматики, они жестко дозируют, что им нужно, а что нет. Поэтому изучение района мы начинаем с семьи, просим рассказать свою родословную. И ребята бывают потрясены, когда узнают о том, как их предки жили, в каких событиях принимали участие. Порой это разворачивает на 180 градусов!

Несколько лет назад в колледже учился студент. Ну, полный «караул» и с дисциплиной, и с учебой! Но когда мы попросили его написать о родных, выяснилось, что его дедушка был санинструктором, вынес с поля боя немало раненых... А когда сам попал под обстрел, солдаты его несколько километров на себе несли. Парень не мог представить, что его родственники такие герои. И с этого момента он изменился.

— Вы ведете научную работу со студентами?

— Мы делаем первые шаги, основную научную работу должны вести вузы. Но вот последний пример: мои студенты подготовили материал на тему «Социальные проблемы молодежи», и теперь мы вместе едем в Самару на конференцию.

— Какие слова напутствия Вы бы сказали молодым учителям?

— Главное — видеть в каждом ученике человека. Не ошибаться! Ошибка врача — это смерть, ошибка учителя — сломанная судьба...

Олег РЯБОВ
Фото Николая ПОДШИБЯКИНА







 
 


Комментарии
Добавить отзыв
Прислать новость

Комментарии
• 20:10 23.07.2012
Надежда Алексеевна с Большой Буквы Преподаватель!!! Молодец!!!!!
 

 
 
Форум

 
 

/i/s.gif


Яндекс.Погода





 

 
Последние объявления


 




Яндекс.Метрика