СТАТЬИ

Влюбленные в небо

12:02 16.02.2010 |

Если мечтаешь о небе и хочешь быть настоящим пилотом, не обязательно поступать в летное училище и кропотливо изучать курс наук. Достаточно выбрать нужную модель, взять в руки пульт управления и... с замиранием сердца следить, как кружится в небе самолет или планер, повторяя твои команды.

Константин Мешков занимается моделями с двумя сыновьями. Ему, как никому другому, близки самолеты: он — действующий летчик, заместитель командира подмосковной эскадрильи. Старший сын тоже закончил летное училище, летает на международных рейсах... А выходные вместе с отцом с увлечением проводит в мастерской либо на испытаниях. И у них уже накопилось немало моделей.



Константин Николаевич впервые увидел авиамодели, когда в третьем классе пришел записываться в фотокружок Клуба юных техников. Но дело было связано с химикатами, и любознательного мальчонку не приняли «по возрасту».

— Я зашел в соседний кружок авиамоделистов и... влюбился в небо навсегда, ¬ вспоминает он.
Тогда еще трудно было представить, что вся его дальнейшая судьба будет связана с авиацией. Окончив летное училище в Сасово, он начал летать на «Ту­134» в Казахстане, затем перебрался в Шереметьево. Совершал регулярные рейсы на Дальний Восток, Камчатку, Кубу, Мальдивы. в Таиланд, ..

— Авиация помогла мне увидеть весь мир: от Америки до Шанхая, — говорит Константин. — Бывает, что за день удается слетать, например, в австрийский Зальцбург и вернуться обратно. А какие облака проплывают под крылом самолета в лучах восхода или заката! Это непередаваемые ощущения.

Я не могу без неба жить, это моя жизнь! Но чувство полета и близости к небу острее всего ощущается на маленьких АН¬2, — признается он..

В моделировании же совсем другие принципы управления, это тот случай, когда себя видишь со стороны. Он собирает модели сам, хотя приходится сложно. Сделаешь слишком легкий фюзеляж — самолет потеряет устойчивость..

— Первый полет закончился неудачно. В самом начале мы разбили шесть планеров, — вспоминает Константин Мешков.
Но с годами накопился опыт, и теперь его модели свободно парят в небе.

— Полеты завораживают до дрожи в коленках! Ведь человек, подобно Икару, хотел летать всегда!
Жаль, что у нас не уделяется этому достаточно внимания. За границей проходят международные соревнования с многочисленными участниками.

Когда Константин был в Таиланде, его пригласили в свой клуб тамошние авиамоделисты. Миниатюрные модели, трапы, даже своя взлетная полоса...

— Там к этому не относятся как к игре, это вполне серьезное увлечение взрослых мужчин.
Добавим: и иногда очень дорогостоящее, ведь некоторые модели стоят несколько тысяч долларов. Но это не останавливает истинных любителей этого вида спорта.

Алексей Алексеев «заболел» авиамоделизмом с детства. Когда ему было двенадцать лет, он пришел в клуб авиамоделистов. Это было более тридцати лет назад. Судьбой ему не суждено было стать летчиком, но свое увлечение он не только сохранил, но и поделился им с другими соратниками по клубу.

В тесном подвальчике Дома культуры в Запрудне собирались люди, для которых авиамоделизм стал образом жизни. Зимой собирали модели, а летом — отправлялись на «свое» поле недалеко от деревни Танино. Его специально выкашивали, чтобы превратить во взлетно­посадочную полосу для миниатюрных самолетов и планеров. Алексей Валентинович гордится, что клуб вырастил кандидата в мастера спорта Павла Коровина, увлечение которому было передано «по наследству» — от отца.

— Этот вид спорта не зависит от возраста, — говорит Алексей. — Им могут заниматься и дети, и пожилые люди. Для одних авиамоделирование — это знакомство с историей военной или гражданской авиации. Прототипами моделей служат самые разнообразные самолеты: от бипланов Первой мировой до современных «МиГов» и «Су­27». Для других — способ получить изрядную порцию адреналина от самих полетов. Ведь как летательные аппараты модели не так уж сильно отличаются от самолетов — те же двигатели, элероны, рули высоты... Управляют ими примерно так же, как пилоты своими лайнерами.

В клубе хранится более сорока моделей — от небольших полукилограммовых «Катана» до огромных «Экстра» с размахом крыльев около трех метров. А сколько еще дома у моделистов, в гаражах и на дачах!

Таких увлеченных, как Алексей, немало. За Аркадием Агабековым прочно закрепилось прозвище «Дед» — не по возрасту, хотя ему за пятьдесят, а по авиамодельному стажу. Он инвалид без ноги, но летать любит и умеет! Степан Нестерчук по профессии художник. Авиамоделизмом увлекся всего год назад, но за это время успел построить четыре модели. Начал с самого простого — купил китайскую радиоуправляемую модель из серии AFR («Almost Ready to Fly»). Затем решил собирать сам из деталей с «нуля».

Ему понадобились в готовом виде лишь мотор и пульт радиоуправления, а также планки из самого легкого дерева на свете — бальзы, которое растет в Южной Америке. Пришлось освоить основы конструирования и дизайна. Правда, первый самолет получился слишком тяжелым, весом в 3,5 килограмма. Он упорно не хотел взлетать, а потом упал в канаву... Но зато следующие модели вышли на славу!

Степана интересует советская авиация времен Второй мировой войны. Поэтому он выбрал знаменитый «И¬16», который немцы прозвали «крысой» за маневренность и умение появляться в самых неожиданных местах, а также «Ла­7» конструкторского бюро Лавочкина.

— У каждого из этих самолетов — своя трагичная история, — говорит он. — «И¬16» принимал активное участие в сражениях первого периода Великой Отечественной войны, воевал в Испании и Китае. Но затем был снят с производства, уступив место более легким «ястребкам».

Одним из лучших истребителей Второй мировой считался «Ла­7». Он был самолётом для асов, недаром им оснащались гвардейские полки. На нем совершали тараны противника наши прославленные летчики. «Фоккевульф» имел преимущество только в скорости пикирования.

Удивительно, но модели подчас превосходят по летным качествам своих предшественников! Они могут зависать вертикально, делать «бочки», петли Нестерова и «иммельманы». Несмотря на то, что «пилот» находится на земле, приходится ему, пожалуй, не легче, чем в кабине. Поскольку модель все время летает в пределах нескольких сотен метров, да еще и крутит фигуры пилотажа, схема управления меняется буквально каждую секунду. Поэтому начинать обучение искусству высшего пилотажа приходится с авиасимуляторов, напоминающих компьютерные игры¬«леталки». Причем летать приходится и в штиль, и в порывистый ветер...

— Сам полет длится всего 10¬15 минут, — говорит Степан.— Но за это время ты получаешь изрядную порцию адреналина. Впечатлений хватает надолго.

Он очень хочет обучить этому искусству своего сына Семена, которому пока всего три года. Авиамоделисты мечтают создать свой клуб в Дмитрове, ведь технических кружков и секций практически не осталось. Когда¬то наш город славился парашютным спортом, здесь работал клуб ДОСААФ, а в парке «Таборы» была вышка... Сейчас о славном прошлом напоминает лишь аллея Славы, где растут каштаны в честь наших земляков, Героев Советского Союза летчиков Константина Аверьянова и Владимира Маркова. Десятки и сотни мальчишек могли бы перенять страсть к небу.


Лариса ИСАЕВА
Фото Николая ПОДШИБЯКИНА
Дмитровские известия







 
 


Комментарии
Добавить отзыв
Прислать новость

Комментарии

Комментариев пока что нет. Вы можете стать первым.


 
Еще СТАТЬИ


 
Форум

 
 

/i/s.gif


Яндекс.Погода





 

 
Последние объявления


 




Яндекс.Метрика