СТАТЬИ

85 лет назад Москва хоронила Петра Кропоткина

20:02 03.02.2006 |

85 лет назад Москва хоронила Петра Кропоткина, умершего в подмосковном Дмитрове

Кропоткин и Милюков
Фото: ИТАР-ТАСС (П.А. Кропоткин (справа) с лидером партии кадетов П. Н. Милюковым)

Мороз не помешал сотням людей проводить в последний путь человека, о котором Оскар Уайльд сказал, что у него душа Христа. Уайльду вторил Бернард Шоу, назвавший знаменитого князя-анархиста "одним из святых столетия".

Кропоткин был удивительной личностью. Выдающийся ученый-энциклопедист. Специалист в области орографии и гляциологии. Автор капитального труда о рельефе Азиатского материка и одного из первых исследований о причинах "великого оледенения" в Европе. Неутомимый путешественник, проделавший более 70 тысяч верст по сибирским просторам, Приамурью и Забайкалью (за отчет об экспедиции ему была присуждена золотая медаль Русского географического общества), первым из европейских ученых побывавший в Маньчжурии - в задачу казачьего офицера Кропоткина входили и военно-разведывательные цели. Вдумчивый историк, автор фундаментальной работы о Великой французской революции. Проницательный философ, на закате жизни работавший над новой "Этикой". Один из лучших русских мемуаристов - его "Записки революционера" по праву считаются памятником литературы этого жанра в XIX веке.

Рюрикович из смоленских князей (товарищи шутили, что Кропоткин имеет более законное право на российскую корону, чем Романовы), блестящий выпускник Пажеского корпуса, лично известный Николаю I и Александру II. Кандидат в министерское кресло, в генерал-адъютанты, в президенты Академии наук... Сегодня нам куда более знакома ситуация, когда из грязи в князи. Попасть в Кремль, на Старую площадь, в Белый дом или, на худой конец, в Охотный ряд - это ли не предел мечтаний? А когда вместо генштаба и лейб-гвардии - добровольно в Амурское казачье войско? Или из секретарей Русского географического общества, во главе которого стоит великий князь Константин Николаевич, - в Петропавловскую крепость? А затем, после побега - в сорокалетнее изгнание, с трехлетней тюремной отсидкой в любимой республиканской Франции... Бессмертный мещанин покрутил бы у виска, узнав, что ответил Кропоткин Керенскому на предложение занять министерский пост: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным делом".

"Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил... тот идеал моральной чистоты, спокойного ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которого мятущийся гений Толстого... достигал только в искусстве". Эти слова Ромена Роллана многое объясняют в феномене Кропоткина.

Свои идеалы социальной справедливости он выводил из научных постулатов и нравственности, которая возводилась им в абсолют. Кооперация и самоорганизация, по мнению Кропоткина, присущи всему живому уже на атомном уровне. Инстинкт общения, принимающего форму взаимопомощи и солидарности внутри видов, способствует эволюции в Природе, в то время как борьба за существование ведет к их взаимному уничтожению. Именно взаимная помощь является главным фактором прогресса, инстинктивной основой человеческой нравственности. Этот биосоциологический закон был положен Кропоткиным в основу его учения об анархическом коммунизме: "...Анархизм родился среди народа, и он сохранит свою жизненность и творческую силу только до тех пор, пока он будет оставаться народным".

В отличие от Бакунина Кропоткин не был бунтарем-разрушителем. Под анархией он понимал общество, построенное на началах добровольной кооперации и свободы личности. Он первым в мире попытался создать цельное позитивное и конструктивное анархическое учение. Любой другой строй, где преобладает конкуренция вместо кооперации, он считал антигуманным. Но почему анархизм-коммунизм? А потому, что, по Кропоткину, анархия без коммунизма - это произвол эгоистических индивидов, а коммунизм без анархии - чудовищный деспотизм. Известно, что старый революционер не находил общего языка с коммунистами из партии Ленина. Его приводили в ужас методы, используемые большевиками, - аресты семей политических противников, расстрелы заложников, пытки.

"Неужели среди вас не нашлось никого, чтобы напомнить своим товарищам и убедить их, что такие методы представляют возврат к худшим временам Средневековья... Как же могут проповедники новой жизни прибегать к такому орудию?.." - тщетно взывал он в письме Ленину. Голос его утонул в раскатах Гражданской войны. И тогда Кропоткин удалился в последнюю "внутреннюю эмиграцию" - из революционной столицы в тихий Дмитров, где попытался обосновать свои ценностные ориентиры и жизненный опыт в так и не завершенной "Этике".

...Среди сотен москвичей, провожавших катафалк с гробом Кропоткина на Новодевичье кладбище, выделялась большая группа анархистов под черными знаменами. Вскоре почти все они окажутся в ссылках и тюрьмах. Лишь сегодня сквозь толщу архивной пыли до нас стали долетать их, казалось бы навсегда умолкшие, голоса. Одно из писем - от анархистов, томившихся на Соловках, обнаружилось среди бумаг вдовы Кропоткина: "8-го февраля зажгите и наши свечи на могиле Титана. Утешением нашей скорби - величие скромной могилы пред мавзолейной пышностью тиранов". Каждый год на могиле Кропоткина собираются юные поклонники его учения вместе с профессорами из Комиссии РАН по наследию Кропоткина. В новом тысячелетии радением жителей Дмитрова там появился памятник этому удивительному человеку.





 
 


Комментарии
Добавить отзыв
Прислать новость

Комментарии

Комментариев пока что нет. Вы можете стать первым.


 
Еще СТАТЬИ


 
Форум

 
 

/i/s.gif


Яндекс.Погода





 

 
Последние объявления


 




Яндекс.Метрика