СТАТЬИ

Премьера года: канал Москва—Волга

19:04 28.04.2007 |

Календарь на 37-й апрель
1937-2007 — ровно 70 лет прошло. Живых свидетелей практически не осталось. По крайней мере, таких, кто в тот апокалипсический год занимал серьезное общественное положение, т.е. имел информацию большую, нежели читатели советских газет.

“Я тебе устрою 37-й год!” — вырываются время от времени угрозы у сотрудников силовых ведомств. Предвосхищая это, мы сами решили устроить для вас, дорогой читатель, этот 37-й. Сегодня — четвертая часть проекта...

Четвертого апреля все центральные газеты опубликовали небольшой официальный текст за подписью Михаила Калинина, формального главы законодательной власти: "Ввиду обнаруженных преступлений уголовного характера народного комиссара связи Г.Г. Ягоды Президиум ЦИК СССР постановляет "..." передать дело следственным органам".

 
А.М. Горький и Г.Г. Ягода
Н.П. Хмелев в роли Каренина. МХАТ
autotrace.ru
"Л-300", первый советский серийный мотоцикл
Никогда прежде не бывало, чтобы арестовывали действующего наркома. Прежде — крупных номенклатурщиков сначала снимали со всех постов, публично шельмовали, делали "неприкасаемыми" и лишь потом "изымали из обращения". Относительно Ягоды ни до его ареста, ни после никакой обличительной кампании не проводилось. Хотя для посвященных фиаско некогда всесильного шефа ОГПУ-НКВД, создателя ГУЛАГа и всей системы трудового перевоспитания заключенных было объяснимым. Положение личного друга Максима Горького сильно покачнулось в сентябре 1936 г., когда он в течение одного дня был перемещен из НКВД в наркомы связи. За то, что, по словам Сталина, "оказался не на высоте в деле разоблачения троцкистско-зиновьевского блока".

Арестовали Ягоду еще 28 марта. С этого числа и до 5 апреля группа сотрудников НКВД производила обыск на двух его квартирах, в Кремле и на улице Мархлевского, д. 9 (сейчас — Милютинский пер.), на его даче в Озерках (территория совхоза НКВД “Коммунарка”, где вскоре начнут тайно хоронить жертв разворачивающегося террора), в кладовой и кабинете наркомата связи. Акт об обыске у Ягоды высветил некоторые подробности жизни этого высокого худого совершенно безличного человека с коротко подстриженными усиками, “усердного ничтожества”, по характеристике Троцкого:

“1937 года, апреля 8 дня. Мы, нижеподписавшиеся, комбриг Ульмер, капитан госуд. безопасности Деноткин, капитан госуд. безопасности Бриль, ст. лейтенант госуд. безопасности Березовский и ст. лейтенант госуд. безопасности Петров… производили обыск у Г.Г. Ягоды…

В результате произведенных обысков обнаружено:
3. Коллекция порнографических снимков 3904 шт.
4. Порнографических фильмов 11 шт.
102. Коллекция трубок курительных и мундштуков (слоновой кости, янтарь и др.), большая часть из них порнографических 165
105. Резиновый искусственный половой член 1
126. Заграничные предметы санитарии и гигиены (лекарства,
презервативы) 115”.

В течение апреля производились аресты лиц из ближайшего окружения Ягоды. Так что апрель в здании на Лубянке выдался месяцем тревог и надежд.

Приметой именно 1937 г. можно назвать развернувшийся вал “критики снизу”. Газеты в каждом номере в обязательном порядке публиковали “письма трудящихся”, поощряя тем самым нелицеприятные высказывания о собственном начальстве. Причем само начальство не могло приватно расправиться с автором письма. Это означало бы “зажим критики”. Как ни странно это прозвучит, но в 37-м пресса была достаточно серьезным защитником личности от посягательств извне!

На последней полосе “Правды” от 6 апреля под заголовком “В Союзе советских композиторов неблагополучно” был напечатан следующий текст:

“Союз советских композиторов никак не может наладить свою работу. Почему? Основная причина в том, что руководство не справляется с доверенным ему делом. Председатель Союза советских композиторов Н.И. Челяпов, являющийся в то же время директором Института советского строительства и права, так занят в институте, что для Союза композиторов ему не хватает времени… Концерты, где исполняются произведения советских композиторов, Челяпов посещает редко, и поэтому советской музыки по-настоящему не знает. "..."

Все собрания политического характера проходят формально, в присутствии небольшого числа членов Союза. "..." Я знаю, что ряд беспартийных композиторов высказывал желание вступить в группу сочувствующих ВКП(б), а парторгу "некогда" заняться этим делом. Группа сочувствующих состоит всего из двух человек.

Необходимым условием для оживления Союза и превращения его в подлинно творческую организацию является, на мой взгляд, обновление руководства и развитие творческой самокритики. "..." Композитор Тихон Хренников".

Николай Иванович Челяпов (арест 14.08.1937, расстрел 8.01.1938) — юрист из дореволюционных. Помимо указанных должностей профессор Московского университета, где читал курс госправа. Увлекался классической музыкой, слыл неплохим композитором-любителем.

Пока композиторы уясняли смысл решений пленума, а органы арестовывали, исходя из смысла этих же решений, над страной по-прежнему витал призрак голода. Власти вынужденно пошли на еще большее, чем в марте, смягчение репрессивных законов в деревне.

11 апреля постановлением ЦИК и СНК СССР отменялся административный порядок изъятия имущества в покрытие недоимок по госналогам, обязательным натуральным поставкам продовольствия и штрафам у колхозов и отдельных граждан. Прежде приехавший из города налоговый инспектор или заготовитель с помощью ментов отбирал у крестьянской семьи последний, припрятанный совсем уж на черный день кулек зерна. Теперь подобное изъятие могло быть произведено только по решению суда. А пункт 4-й этого постановления устанавливал, что “не может быть изъято следующее имущество:
а) жилой дом с хозяйственными постройками…
б) одна корова или при отсутствии коровы одна тёлка…
в) одежда, обувь, белье, постельные принадлежности, кухонная утварь, кровати, столы, стулья, сундуки, лампы, все детские принадлежности;
г) продукты питания, необходимые для недоимщика и его семьи до нового урожая”.

В номере от 18 апреля все та же “Правда” порадовала еще одним эпистолярным наследием жителей 37-го года: “Товарищ редактор! Только в этом году группа чукчей, собравшись в Москве, посмотрела в Театре Революции (сейчас Московский академический театр им. Вл. Маяковского. — А.М.) спектакль “Умка — белый медведь”.

Пьеса в стихах И. Сельвинского. Вместо огромной радости, которая должна была охватить нас при просмотре этого спектакля — ведь в пьесе речь идет о жизни нашего народа, живущего в самой отдаленной части великой Советской страны, — мы были огорчены и возмущены. <…> Весь спектакль дает неправильное понятие о быте и нравах населения Советской Чукотки. <…> Умка приказывает своей жене ложиться с гостем, а гость — партработник Кавалеридзе — принимает это угощение. Затем, когда Умка приезжает в гости к партработнику, он, в свою очередь, требует, чтобы жена Кавалеридзе спала с ним.

Давным-давно, во время дикой эксплуатации Чукотки американскими и русскими купцами, чукчей принуждали отдавать своих жен и дочерей “гостю”, но с началом советской власти ни один чукча уже не придерживается этого дикого и оскорбительного обычая. <…>

Таких возмутительных клеветнических мест в пьесе немало. Эта пьеса идет в Театре Революции уже давно. Следовательно, давно уже театр показывает вымысел о Советской Чукотке и клевещет на наш народ. Пора прекратить это безобразие и снять эту пьесу с репертуара.

Зампредседателя Камчатского облисполкома Тевлянто, художник Вуквоол, колхозник-моторист Гиаю”.

На следующий день Всесоюзный комитет по делам искусств постановил: “Пьесу Сельвинского “Умка — белый медведь” <…> как антихудожественную и политически недостойную советского театра с репертуара снять”.

В продолжение театральной темы. 21 апреля во МХАТе премьера спектакля “Анна Каренина”. На следующий день все газеты поместили сообщение ТАСС:

“Спектакль захватил зрителей: замечательные актеры — заслуженные артисты РСФСР А.К. Тарасова и Н.П. Хмелев — потрясли своей вдохновенной игрой и глубиной переживаний. Глядя на Тарасову-Каренину, зрители с предельной ясностью видели и переживали трагедию русской женщины, раздавленной невыносимой тяжестью собственнического строя. Игра Хмелева поднимала ненависть к Каренину, который выведен в гениальном творении Толстого как олицетворение всей мерзости реакционной, бюрократической России и лицемерия церковной морали.

Успех премьеры был исключительный. Присутствовавшие на спектакле товарищи Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов и Жданов горячо аплодировали вместе со всем залом…

<...> Режиссура — народный артист Союза СCР В.И. Немирович-Данченко и В.Г. Сахновский — создала блестящий, волнующий спектакль, который является торжеством реалистического искусства”.

Сам Немирович на следующий день писал в “Правде”:
“В этом спектакле продолжает осуществляться ломка некоторых так называемых традиций театра… Это относится и к борьбе с рыхлыми темпами, заштамповавшимися в театре под флагами неверно понимаемой “чеховщины” <…> и — что самое важное — к большей, чем прежде, четкости пронизывающей спектакль социальной идеи”.

“Анна Каренина” очень понравилась товарищу Сталину, потому до конца сезона ее играли не менее двух раз в неделю, почти со всех спектаклей велась прямая радиотрансляция плюс восторженная пресса. В книжных магазинах страны все экземпляры “Анны” были немедленно раскуплены, так что пришлось в срочном порядке печатать новый тираж.


Двадцать четвертого апреля в районе Химок состоялись “мотоциклетные соревнования на первенство заводской марки”. Дистанция 300 км. Команды четырех заводов, выпускающих мотоциклы — Ижевского, Ленинградского, Подольского и Таганрогского, — по 5 человек в каждой, должны были шесть раз проехать по Ленинградскому шоссе между 29-м и 79-м км. Поскольку мотоциклы у команд были разной мощности, гонки проходили с гандикапом — менее мощным давалась фора во времени.

К началу 30-х годов всем советским стратегам, даже самым упертым кавалеристам, стала ясна необходимость оснащения Красной Армии таким мобильным средством передвижения, как мотоцикл. Поскольку к тому времени все ведущие армии Европы были уже в достаточной степени моторизованы. Перед промышленностью была поставлена задача: наладить серийное производство отечественных марок вроде как для широких масс населения, но с учетом запросов РККА и НКВД.

Ленинградские конструкторы, которым была поручена разработка первой советской массовой модели, взяли и воспроизвели немецкий мотоцикл DKW Luxus-300. На тот момент самый распространенный байк в Европе, отличавшийся простотой конструкции и надежностью в эксплуатации.

В 1930 г. завод “Красный Октябрь” начал выпуск этих мотоциклов под названием “Л-300” (где буква означала Ленинградский, а цифра — рабочий объем двигателя, 300 см3). Этот первый серийный советский мотоцикл как символ благополучия запечатлен во многих довоенных кинофильмах — от “Тимура и его команды” до “Трактористов”.

Затем автор идеи и организатор производства мотоциклов, “отец отечественного мотоциклостроения”, как называют его мотоисторики, инженер Петр Можаров по службе был переведен в Ижевск. Здесь, на базе одной из старых оружейных фабрик, он попытался выпускать оригинальные модели под маркой “Иж”. Во многом благодаря этому почину власти решили построить здесь мотоциклетный завод. В 1933 г. Ижевскому заводу поручили освоение серийного производства мотоцикла “Л-300”. Ижевцы придали этой модели некий местный колорит, несколько видоизменили ее и с 1934 г. запустили в серию под маркой “Иж-7”.

Два первых советских DKW все-таки по объему двигателей являлись машинами среднего класса. А наркомату обороны необходимы были тяжелые мотоциклы с объемом от 750 кубиков.

Инженеры столичного НАТИ (Научного автотракторного института) в муках творчества спроектировали базовую модель мотоцикла, причудливо сочетавшую в себе гибрид американского Harley-Davidson и немецкого BMW. В 1934 г. он был запущен в серию на известном до тех пор производством швейных машинок Подольском механическом заводе под маркой “ПМЗ-А-750”. Качество, правда, откровенно страдало, отчего аббревиатуру “ПМЗ” в народе расшифровывали как “Попробуй Меня Заведи”.

Последнее обстоятельство заставило искать альтернативный вариант тяжелого мотоцикла. Таганрогскому инструментальному заводу было предложено освоить выпуск собственной модели, взяв за образец английский BSA-600. Эту модель нельзя было назвать суперсовременной, но ее отличала все та же простота и надежность. В 1936 г. в Таганроге начали выпускать английского двойника под маркой “ТИЗ-АМ-600”. Все бы ничего, но быстро выяснилось, что у копии английского мотоцикла после непродолжительной езды по советским шоссе во всех без исключения случаях рано или поздно лопалась трубчатая рама.

…А первое место на соревнованиях занял обкатчик мотоциклов завода “Красный Октябрь” Антон Мустейкис. На своем “Л-300” он прошел дистанцию со средней скоростью 73,9 км/час. Места со 2-го по 6-е достались мотогонщикам Ижевского завода на “Иж-7”. Они получили приз наркомата обороны “За надежность”. Представители наркомата также отметили в протоколе соревнований низкое качество подольских и таганрогских мотоциклов.

Главным событием апреля, несомненно, явилось завершение строительства канала Москва—Волга. Еще 23 марта щиты Волжской плотины в районе рабочего поселка Большая Волга (современная Дубна) перекрыли движение великой фольклорной реки. Началось заполнение Иваньковского водохранилища, так называемого Московского моря. Под затопление попали целый ряд деревень и старинный город Корчева.

Когда 6 апреля вода достигла запланированной отметки, оказалось, что ошиблись проектировщики, — Корчеву и ближайшие деревни можно было и не сносить. До нынешних времен сохранилось одно каменное строение, которое в 37-м впопыхах забыли взорвать, — дом купцов Рождественских и несколько деревянных избушек рядом с ним, и перспектива бывших улиц.

Согласно сводкам прессы, 16 апреля канал на всем протяжении заполнен водой, началась подготовка к прохождению по нему пароходов. На всех участках вывешены лозунги: “Встреча первого парохода назначается в Московском порту 1 мая в 12 часов”. На один день все же ошиблись, первый пароход (назывался он, как и должен был называться, — “Иосиф Сталин”) пришел на Северный речной вокзал 2 мая.

Канал по уже сложившейся традиции предложено было строить НКВД. Ибо так он обойдется стране дешево, дешевле некуда… В сентябре 1932 г. под это дело был создан Дмитлаг. Самый крупный в системе ОГПУ-НКВД лагерь, располагавшийся на севере Московской области с центром в Дмитрове. На тот момент крупнее Колымы, Воркуты и БАМлага.

Начальник Дмитлага, старший майор государственной безопасности товарищ Фирин (настоящая фамилия Пупко), высказался в центральной прессе:
"Самая примечательная черта стройки: канал создается руками бывших воров, бандитов, вредителей, бывших врагов социалистического общества, которые через ударный творческий труд на трассе превращаются в сознательных бойцов за наш канал — прекрасное детище второй пятилетки. "..." Нередки случаи, когда лагерники, окончившие срок, остаются на канале, потому что им тяжело расставаться с любимой стройкой. Мы счастливы участвовать в деле, инициатором и вдохновителем которого является наш Великий Сталин".

192 тысячи каналоармейцев, как официально именовали заключенных, с помощью лопат и тачек днем и ночью рыли канал. Товарищ Фирин придумал для них простенькую стимулирующую систему: пайка (400 г баланды и 800 г хлеба в день) выдается за выемку и вывоз 5 кубов грунта. Не выполнил дневную норму — пайка урезается в два раза. Не выполнил на следующий день — пайка опять урезается до 200 г хлеба в день. А на двухстах граммах через день-два уже ничего не выполнишь…

По воспоминаниям одного из вольнонаемных инженеров: “Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи… Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал. Мертвых складывали на тележки-“грабарки” и увозили... Ямы, длинные и глубокие, выкапывались в роще заранее днем”.

Не счесть таких вот безвестных могил в лесочках по берегам канала. В черте Москвы это Химкинский пляж, пойма в Строгине, берег у Троице-Лыкова.

Специально нанятые корифеи пера с гордостью отмечали, что канал Москва—Волга был построен за 4 с небольшим года, в то время как Суэцкий — за 10 лет. Лев Кассиль, к примеру, писал: “И если на строительстве каналов в капиталистическом мире оборвались десятки тысяч человеческих жизней, то здесь, между Волгой и Москвой, тысячи людей начали новую, честную, трудовую, достойную человека жизнь”.

...28 апреля внезапно был арестован Семен Фирин, а за ним почти все чекистское руководство Дмитлага. Затем начались аресты зэков, вместо обещанного досрочного освобождения. Чуть позже именно каналоармейцы (и работяги, и лагерные придурки) составят первое массовое захоронение Бутовского полигона.

Александр Меленберг





 
 


Комментарии
Добавить отзыв
Прислать новость

Комментарии
• 11:39 27.11.2007
Почему лагерные придурки-то?
 

 
 
Форум

 
 

/i/s.gif


Яндекс.Погода





 

 
Последние объявления


 




Яндекс.Метрика