СТАТЬИ

Земли обетованные

23:04 20.04.2007 |

Корреспонденты "Итогов" обследовали окрестности подмосковной деревеньки Глазово(Дмитровский район), где уже через несколько лет раскинется первый в России частный технопарк.



Сегодня деревню Глазово окружает ничем не примечательный пейзаж среднерусской полосы. Впрочем, строительство на окрестных 268 гектарах технопарка ландшафт изменит, а вот деревню - вряд ли
(Фото: Владимир Новиков)

Россия обрастает технопарками. Вслед за питерскими проектами строительство инкубатора высоких технологий начинается в тиши лесов и болот Дмитровского района Подмосковья. Корреспонденты "Итогов" обследовали окрестности деревеньки Глазово, где лет через пять ожидается экономическое чудо.

Дорога к храму
...Когда мы отправлялись на место, у нас были четкие ориентиры, полученные от инвесторов проекта: "Минут 15 от аэропорта Шереметьево по Рогачевскому шоссе". Едем...

- Там на карте железнодорожный мост есть?

- Есть. Глазово сразу за "железкой"... Стоп. На указателе написано "ГАБО" и никакого Глазова.

Бредущая мимо бабуля смотрит на нас с удивлением: "Да вон оно, Глазово, метров пятьсот!" Указателя нет. Цивилизация сюда, судя по немощеному тракту, дошла не целиком, хотя электричество в домах имеется, правда, с перебоями. Деревенька Глазово - это каких-то 20 дворов. Наезженная грунтовая колея - единственная "улица", ведущая прямиком к оврагу. По обе стороны дороги - "жилой фонд": где-то зажиточные дворы с гаражами, где-то покосившиеся, почерневшие от времени избушки. В центре, за опрятным белым забором, церквушка. Никаких признаков инвестиционного или хотя бы строительного бума не видно. Хотя именно тут, как гласит решение правительства, должна раскинуться одна из крупнейших отечественных "силиконовых долин" - Дмитровский технопарк. Озадаченные деревенским безмолвием и безлюдьем, топчемся возле храма. Наконец замечаем двух женщин, степенно идущих в сторону автобусной остановки...

- Подскажите, где здесь сельсовет?

- Да у нас его нет. Вам или в Озерецкое возвращаться, или в Каменку ехать. Сегодня они вроде в Каменке...

- А технопарк-то где строить будут?

- Да везде - вон здесь, вокруг и туда, за Бабаиху.

- Рады небось?

Дамы испуганно ретировались, бросив на прощание, что "если газ проведут, так и спасибо". Из коренных жителей в деревне Глазово осталось трое, остальные - приезжие, дачники да еще секта "Белых братьев", которые, получив в дар от жительницы Глазова дом, отстроили на его месте церковь. Нажимаю кнопку звонка рядом с покосившейся дверью. Пять минут ожидания, десять. Наконец дверь распахивается, на пороге - молодой мужчина, не в рясе, но то, что не простой мирянин, чувствуется: "Вам кого?" Представляемся. "Сегодня никого нет!"

"ГАБО", как выяснилось, не географическое название, а сокращение от названий четырех окрестных деревень - Глазово, Акишево, Бабаиха и Овсянниково. Да и многое тут не так, как кажется...

Два пишем, три в уме
Стоя на пригорке, откуда открывались живописные виды на окрестности, мы пытались совместить 3D-проекцию будущего великолепия, выданную нам инвесторами проекта технопарка, с нынешней расейской действительностью.

Согласно плану за деревней Бабаиха (с десяток дворов вдоль Рогачевского шоссе) раскинутся жилой и офисный районы и современный отель. Правда, пока что на этом месте красуется причудливое строение - нечто среднее между монастырем и замком. Выяснилось, что странный объект также принадлежит "Белым братьям". В новом генплане его нет.



Так будет выглядеть Дмитровский технопарк через пять лет (3d-проекция).
(Фото: МОСПРОЕКТ-3)

Сами Бабаиха и Глазово не подвергнутся сносу или реконструкции - вот они тут, на плане, скопление коричневых квадратиков в нижних правом и левом углах. А что вокруг Глазова? Здесь предполагается разместить большую часть социальной инфраструктуры (две школы, детсад, два спорткомплекса, магазины), учебные заведения, складские помещения, еще один отель, офисы и, конечно, жилые районы. По словам представителя одной из фирм-инвесторов Александра Михайлова, "запланировано строительство около 342,5 тысячи квадратных метров жилья". В том числе трехэтажные таунхаусы (180 тысяч кв. м) без учета площади гаражей и с земельными участками в 250 кв. м, трехэтажные малоквартирные дома улучшенной планировки (66 штук) и три корпуса общежития для студентов. Как вся эта недвижимость будет распределяться среди обитателей технопарка, пока не решено. "Мы прорабатываем различные варианты - это может быть как выкупаемое жилье, так и арендуемое, или же станем предоставлять его во временное пользование", - говорят инвесторы проекта. Государство должно взять на себя прокладку к границам будущего технопарка всей инфраструктуры вкупе со строительством социального сектора (больница, школы, детские сады). Только в этом году на проектно-изыскательские работы из федерального бюджета выделено 42,5 миллиона рублей. Налоговая отдача от проекта ожидается немалая: по расчетам это 90 миллионов долларов в год в бюджеты всех уровней. Вот только непонятно, почему представители местных властей от прессы бегают, как от чумных.

Местные жители оказались более словоохотливыми: "Раньше здесь совхоз был. Землю по паям роздали, а потом скупили. Общество какое-то. Вот оно-то наши поля и продало этому парку задешево. А там уж через начальство, как водится, все быстро сделали - были сельхозземли, стали технопарковыми".

Задешево не задешево, а сотка земли в местном уезде стоит сегодня около 10 тысяч долларов. Это нам подтвердила глава сельского поселения (в тот день заседавшего в Каменке) Раиса Сарсадских: "Там же до Шереметьева недалеко, Лобня рядом, Москва. Это здесь, в Каменке, сотка падает уже до трех-четырех тысяч, а там никак не ниже десятки".

Простая арифметика: 268 гектаров умножаем на означенную сумму, получаем 268 миллионов долларов. Это рыночная цена земли под будущим технопарком в условиях тотального отсутствия газификации, хороших дорог и телекоммуникаций. Ну а как все это будет? "Будет, будет", - заверил представитель главного инвестора проекта.

- А если что-то пойдет не так, то инвесторам придется считать убытки?

- У нас земля в собственности. В ближнем Подмосковье вообще нет государственной земли в таких объемах. Это своего рода страховка. А для проекта технопарка мы создали нормальную публичную компанию, у которой будет несколько собственников - по-другому деньги не привлечь.

Объем инвестиций запланирован на уровне 15,8 миллиарда рублей на срок до 2013 года. И по плану за первые шесть лет строительства парка (2007 - 2012 годы) инвесторы их не только вернут, но и получат прибыль. Общая выручка за этот период должна составить более миллиарда долларов. При этом только за один 2012 год - 392,1 миллиона.

Найдутся ли желающие поселиться в технопарке? Клиентов пруд пруди, заверяют в компаниях, реализующих проект. Правда, в отличие от технико-внедренческих особых экономических зон для технопарков ни таможенных, ни налоговых льгот законом не предусмотрено. Участников IT-индустрии должна привлечь высокоразвитая инфраструктура для ведения бизнеса, льготные ставки аренды и прочие преференции, предоставляемые не государством, а оператором проекта. Эти преимущества, по мнению разработчиков, должны прежде всего оценить западные IT и телекоммуникационные компании. Их должно, в частности, привлечь расположение Дмитровского технопарка вблизи Москвы, крупных автомагистралей и аэропортов.

В случае с Глазово все это присутствует. Более того, в сфере высокотехнологического бизнеса есть и такие компании, чей бизнес основан на быстром перемещении целых офисов со штатом сотрудников по всему миру. Для них-то и будут строиться гостиницы. Только представьте: компания арендует целиком офисное здание, вкупе с жилым фондом и в течение недели перебазирует, например, из США целое IT-подразделение на оговоренный в контракте срок. Скажем, для выполнения крупного заказа от телекоммуникационной корпорации или банка. То есть Дмитровский технопарк прежде всего предназначен для так называемого офшорного программирования. Расцветут ли в парке российские ноу-хау - это пока большой вопрос.

В любом случае, чтобы бизнес задался, нужно исполнение главного условия: государство должно реализовать свою часть проекта, отдача от которого возможна лишь в перспективе. Только федеральный бюджет способен сделать доступными квадратные метры в Глазове и Бабаихе. Доступными, но не дешевыми. Потому как участков земли в ближнем Подмосковье с развитой инфраструктурой, приличным жильем и хорошей экологией в ближайшее десятилетие появится всего два - в Глазове и Черноголовке. Второй проект пока еще не прошел стадию землеотвода. Зато, по словам Михайлова, "у них лучше научный потенциал".

В общей сложности в Подмосковье планируется построить 7 технопарков. При этом только один из них будет в частной собственности - в Глазове. Остальные в муниципальной или федеральной.

Силиконовый пояс
"И когда же только все это великолепие будет?" - вздыхает продавщица в глазовском сельпо. По плану первую очередь сдадут уже к концу 2008го, оставшиеся - через два и четыре года соответственно. Таким образом, к 2015-2020 годам в России должна появиться своя "силиконовая долина", точнее, пояс, потому что технопарки расположатся не кучно, на территории одного субъекта Федерации, а будут разбросаны по всей Руси Великой - Санкт-Петербург, Москва, Новосибирская и Нижегородская области. Так, во всяком случае, планируется в федеральной программе. Петербург, кстати, лидирует по числу заявленных к исполнению технопарков - целых шесть. И во всех этих проектах особый упор делается на обучении IT-смены.



В этом "городе-парке" запланировано буквально все - от жилых кварталов до детских садов и пожарной части
(Фото: МОСПРОЕКТ-3)

В проекте Дмитровского технопарка, например, уже имеются предварительные договоренности о размещении на его территории учебных центров ряда российских вузов - МГТУ имени Баумана, МФТИ, МГУ (факультет вычислительной математики и кибернетики), московского радиотехнического института и университета экономики, статистики и информатики, а также Петербургского университета. Подготовке кадров уделяется особое внимание, учитывая острую нехватку в IT-специалистах в целом по России и особенно в крупных городах. Расчет прост: те, кто будет тут учиться, могут обжиться настолько, что останутся. По крайней мере иначе никак не объяснить столь внезапный рост числа специалистов, запланированный инвесторами - с 2375 человек в 2008 году до 10 тысяч в 2013м. Ведь если основные инвесторы глазовского технопарка переведут в Подмосковье часть собственных офисов, такого пополнения штата не добиться даже на первоначальном этапе развития проекта. Тем более что переводить в Глазово все свои подразделения IT-компании и не планируют: службы по работе с клиентами, безусловно, останутся в столице. А вот разработчикам программных продуктов будет предложено сменить место жительства или просто приобрести таковое - немало среди сотрудников и иногородних.

Другое дело - жители окрестных сел и деревень. Все презентации проекта сводятся к тому, что "местные" получат от развития технопарка массу плюсов - рабочие места, развитую инфраструктуру, приход некоторых из ныне недоступных благ цивилизации (например, газа и стационарного телефона) в каждый дом. Проблема в том, что из всего этого списка коренным бабаиховцам и глазовцам приходится рассчитывать разве что на инфраструктуру, да и то с поправкой на ее стоимость, которая вряд ли окажется по карману местным пенсионерам. "Я, конечно, буду требовать, чтобы тем, кто живет здесь постоянно, провели газ прямо к дому, но дадут ли?" - говорит глава "сельсовета".Что же до рабочих мест, то и тут местных жителей вряд ли ждут, разве что на объектах соцбыта. "С другой стороны, коренных жителей-то почти не осталось, сплошь дачники, москвичи и жители Лобни", - поясняет Раиса Сарсадских. Да и те, кто сегодня живет в ГАБО постоянно, имеют работу: "Безработица у нас почти нулевая, но все ездят, как правило, в Лобню, Шереметьево или Москву".

Или необязательно в Москву. Габовское сельское поселение явно один из лидеров в области продажи или, точнее, перепродажи солярки (судя по числу соответствующих объявлений на столбах), а также по производству облицовочного камня и плитки. Один из заводов расположился прямо на задворках Глазова - последний ангар чуть ли не упирается в огород одного из деревенских домов. На въезде-выезде с территории этого предприятия по обе стороны дороги стоят два маленьких каменных бело-грязных льва - еще не дворянское гнездо, но уже и не деревня...

Светлана Сухова





 
 


Комментарии
Добавить отзыв
Прислать новость

Комментарии
• 05:55 21.04.2007
"Не беспокойтесь, -- сказал Остап, -- мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, а Москва -- в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира. --Всего мира!!! - застонали оглушенные васюкинцы. -- Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетногосообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный турнир! Остап вытер свой благородный лоб. Ему хотелось есть до такой степени, что он охотно съел бы зажаренного шахматного коня."
 
• 19:20 01.05.2021
Читаю эту статью в 2021 году. Думаю, что за сказки? Смотрю дату опубликования. Вся земля, на проектирование которой тратилось по 90 млн в год с и инвестициями в 16 миллиардов рублей (улыбнемся, друзья), сегодня разделена по пять соток и распродана в 2020 году.
 

 
 
Форум

 
 

/i/s.gif


Яндекс.Погода





 

 
Последние объявления


 




Яндекс.Метрика