СТАТЬИ

Русская болванка

01:10 28.10.2005 |

Нашим “матрешкам” предлагали бешеные деньги за новое лицо, но они ответили, что не продаются

Если что-то у нас в стране и осталось исконно русского кроме водки, так это матрешка. Не та, которую с лотков на Арбате впаривают иностранцам, а традиционная: со строгими линиями, теплыми тонами, от которой до сих пор пахнет букварем, чаем с малиновым вареньем и вообще детством. Однако практика показывает, что традиционные народные промыслы конкуренцию с грубыми подделками и настоящей пошлостью не всегда выдерживают. Оставим ли мы промыслы для потомков или получится как всегда: что имеем не храним, потерявши — плачем?

— Вот смотрите, наша матрешка во всех ракурсах, — работницы предприятия “Сергиевопосадская игрушка” из шкафа достают американские и российские издания, посвященные русской матрешке, ее прошлому и настоящему. — Если нас хотят “законсервировать” в книгах, то все понятно — промысел умрет, но останется о нем вечная память в таких красочных изданиях. Но, может, попытаемся его сохранить?

Идем в цех, где матрешки представлены на любой вкус: в красных платках и черных, с серпом и без серпа, с поросенком или с котенком. Цех — сказано очень громко, на самом деле это комната, где в большой тесноте и в обиде работают художницы.

— В дореволюционные времена, — рассказывает одна из них, — матрешки изготавливались четными по количеству мест: на 4, 6, 8 и 12 штук. В советский период и сегодня по каким-то необъяснимым причинам мы их делаем на нечетное количество. Самая распространенная вместимость — 7. Может, потому что “семь-я”.

Лица у русских матрешек должны быть миловидные, открытые, но серьезные. Совсем не такие, которые можно встретить в Москве, на Арбате: фривольные, вульгарные и даже с лицом, похожим на президента Путина. По мнению сергиевопосадских работниц, все это очень пошло и даже антигосударственно.

Первые матрешки здесь расписывали еще иконописцы, в лик русской барышни они вкладывали что-то от Богородицы. По этой причине в дореволюционные времена матрешками часто изображались и русские монахини, и женщины в богомольных платках. Вообще, если на месячишко в архивы заслать пару мастеров с предприятия, они там смогут “накопать” кучу полезных идей. Ведь новое — это давно забытое старое.

Но кто на это время заменит пару мастеров? У них — план, на том же Арбате, в магазинчиках, специальные полки отведены под русскую матрешку — и ее охотно покупают не только иностранцы, но и наши граждане. Хотя лет 5—10 назад там и слышать ничего не хотели. “Кому она нужна — русская матрешка?!” Оказывается, еще как нужна!

Промышляйте, как можете

К сожалению, не всем. Полгода назад народные промыслы в Подмосковье из комитета по делам туризма передали под крыло областного министерства культуры. Многие уверены, что это ошибочное решение, там промыслы вряд ли выживут. Ими занимается музейный департамент и на все обращения “с мест” отвечает одно и то же. Что, дескать, народные промыслы в губернии благополучно стали акционерными, коммерческими или частными предприятиями. А коль так, то вы, дорогие товарищи, промышляйте как хотите, и пускай выживает из вас сильнейший...

Такая позиция областного минкульта не устраивает многих производителей. Им бы хотелось что-нибудь посущественней. Например, областную программу развития промыслов. В которой можно каким-нибудь образом поучаствовать и, соответственно, получить федеральное или региональное вспоможение. Не исключено, что где-то программа эта и имеется, но если руководители предприятий о ее существовании ничего не знают, согласитесь, что толку от такого документа мало.

Между тем в губернии больше 30 предприятий имеют государственный статус народно-художественного промысла. Для одного региона это очень много, целый культурный пласт, который нужно во что бы то ни стало сохранить. Ведь что ни имя — то бренд: сергиевопосадская матрешка, Гжель, Вербилки, Федоскино, Жостово... Именно они сохраняют культурное наследие России, “корни”, если хотите — гены общества. Кстати, в советские времена бюджет от реализации брендовых сувениров почти равнялся выручке от винно-водочных изделий, и планы таких предприятий жестко расписывались на пятилетки. Прогрессивная, так сказать, общественность знала, что в СССР кроме Сибири и КГБ есть еще, в частности, та же милая матрешка, олицетворявшая собой морально выдержанный облик строителя коммунизма.

Таперича совсем не так, как давеча. В том же Сергиевом Посаде предприятие “Сувенир” не смогло даже найти экземпляров своей продукции, чтобы их сфотографировать для альбома Министерства культуры по народным промыслам.

Когда нет пирамид Хеопса

Хотя в 2001 году надежд возлагалось немало. На выставке в Гостином дворе “Сергиевопосадская игрушка” заняла первое место. Отбоя от заказчиков — туристических фирм, принимающих иностранцев, — не было. Россия к тому времени успешно провозгласила себя мировой туристической державой. Только показывать гостям, кроме Кремля да озера Байкал, особенно и нечего. В Египте — и то вас сначала отвезут на местную парфюмерную фабрику, а уже потом на пирамиду Хеопса. В Таиланде сделают “гак” в 7 верст от Бангкока, но покажут крокодиловую ферму или другую местную достопримечательность.

А что демонстрировать в России? Как что? Всеми любимую русскую матрешку! И не где-нибудь, а в Сергиевом Посаде, в центре российского православия. Прямо из лавры иностранцы попадают на фабрику матрешки, не нарушая таинства процесса, через специальные стекла наблюдают, как мастера разрисовывают изделия. Потом посещают демонстрационный зал, где собрана вся история матрешки: более 1,5 тыс. экспонатов. Это же живые деньги, причем в твердой валюте!

Но буйная фантазия турфирм разбивалась о короткие ответы сергиевопосадских мастеров: да, на собственные деньги они нашли и выкупили у частников старинные экспонаты. Да, у нас (у них) есть чем удивить заморских гостей. Но нет на производстве ни специальных стекол, через которые можно любоваться работой художников (не нарушая таинств процесса). Демонстрационного зала тоже нет. И вообще, все производство — это комната площадью 50 кв. метров, где в поте лица трудятся 7—8 художников. Точнее, художниц: мужчинам зарабатывать меньше 200$ в месяц стыдно, они ездят работать охранниками в Москву. А женщинам-художницам уже ничего не стыдно.

Такая была суровая правда о сергиевопосадских кустарях.
— Зачем же вы тогда приехали? — возмущались сотрудники турфирм. — Чтобы рассказать нам, что у вас ничего нет?
— А без нас ни одна выставка не обходится! — отвечали матрешечницы. — Мы обязательно выставляемся на любом официальном мероприятии. Власти показывают, что они всемерно поддерживают и развивают традиционные российские промыслы. Вот и приехали, вот и удивили!..

Где тонко, там и рвется

Действительно, слава о сергиевопосадских игрушках идет на весь мир. Двух кукол здесь даже умудрились передать дочкам президента Путина. Люди попроще тоже знают местных мастеров. Приезжают новые русские: в образе русской красавицы за наличные они предлагают увековечить “себя, и жену, и Тотошу”. Не так давно были ходоки из немецкой компании “Люфтганза”. Опять-таки за приличный гонорар предлагали изготовить матрешку с изображением президента компании и фирменного знака “Люфтганзы”.

Дальше — больше: профессиональные баскетболисты не постоят за ценой, если в Сергиевом Посаде “сделают” их баскетбольную команду, бейсболисты тоже трясут кошельком — им нужна бейсбольная команда...
На все заманчивые предложения тут отвечают: “Нет, нет и еще раз нет”.
— Если займемся бизнесом, — считает руководительница предприятия Мария Дайн, — традиции отойдут на второй план, а потом и вовсе погибнут. Ведь это не бизнес-продукция, в каждом изделии автор должен донести свою индивидуальность.

Однако иногда бывают интересные предложения. Как-то обратилась фирма из США, под любые деньги заказала 100-местную матрешку. Прикинули работяги, что игра стоит свеч, но... сделать ничего не смогли. Чтоб добиться такого количества “вкладышей”, толщина стенки у каждой матрешки должна быть с папиросную бумагу. Нет, такие мастера в Сергиевом Посаде давно перевелись.

Так американская фирма осталась без матрешки-гиганта, а наша артель — без баснословной прибыли.
— Матрешка не из баобаба вытачивается, а из липы,— поясняют кустари. — Какой у нее в диаметре ствол? Совсем небольшой, стенка в 100-местной матрешке должна чуть ли не светиться. А мы от деревообработки давно ушли. Заготовки нам поставляют из Нижнего Новгорода: там огромные склады, где хранятся бревна из липы. Мы такими площадями не располагаем.

Вообще, американские любители прекрасного в большой обиде на сергиевопосадских промысловиков. Однажды тут объявился гость “оттуда” и на ломаном русском языке поинтересовался: сколько стоит одна матрешка не в магазине (там ее продают по 1100—1200 руб.), а на заводе? “100 руб.”, — ответили ему. “А если большая партия?” — “Тогда 80”.

Вскоре из Америки пришел заказ аж на 17 тыс. матрешек, но при отпускной цене 30 руб. за каждую. По мнению американца, при таком объеме себестоимость продукции с 80 рублей должна снизиться в несколько раз. Ему отказали: себестоимость не снижается! Это же не фордовский конвейер, а штучная работа, каждая матрешка расписывается вручную...

Смотрины по расписанию

Нельзя сказать, что федеральная власть “махнула” на народные промыслы. По действующему закону такие предприятия освобождены от налога на добавочную стоимость, от налога на землю, кроме того, платят единый социальный налог по низкой ставке. Эти льготы многим коллективам помогают выжить.

Только не матрешке. Поскольку она рассчитана в основном на иностранцев, то приравнена к экспорту, который и без того освобожден от НДС. Ощутимой роли не играют и другие льготы. Сергиевопосадские кустари считают, что к их проблемам должна повернуться местная власть. Особенно сегодня, когда муниципалитеты активно реформируются.

Образец такого подхода в области есть. Глава Дмитровского района Гаврилов не раз заявлял, что не нужно во всем обвинять областное правительство, нужно и самим работать, не зря же говорят про самоуправление. И в Дмитрове с этим делом неплохо получается. Во всяком случае, иностранных гостей возят не по старинному Сергиеву Посаду, а по Дмитрову, именно его преподносят как “типично русский купеческий город”. Хотя 5 лет назад он был полным захолустьем.

Что же изменилось? В Дмитрове за счет предпринимателей создан внебюджетный фонд, он в 2 раза больше районного бюджета! На эти средства там и стилизуют город под старину.

Однако этому положительному примеру в Сергиевом Посаде подражать не торопятся. За последний год тут трижды выбирали главу района. И население с каждым разом все дружнее поддерживает Анатолия Упырева — которого, увы, не очень любят на областном уровне.

Видимо, конфликт будет продолжаться и дальше. В сентябре главой района опять избран Анатолий Упырев. Из-за нестабильности в районе фабрика потеряла двух весьма солидных инвесторов. Один из них — японская компания “Тайрику Трейдинг” — планировал вложить в местное производство миллион долларов. Есть даже проект строительства нового здания фабрики — с музеем, специальными стеклами (через которые можно наблюдать за работой мастеров, не нарушая таинства процесса) и рестораном на 40 мест.

Похоже, проект этот так и останется на бумаге: инвесторы не желают вкладываться, не зная, кто является главой района и как он себя поведет по отношению к культуре. Ведь три местных предприятия народного промысла уже практически прекратили свое существование. Кто следующий?

Напоследок спрашиваю: сколько мастерам нужно денег для полного счастья? Чтоб создать базу, чтоб сюда прямо из Троице-Сергиевой лавры можно было возить гостей?

Ответ меня обескураживает. Даже не деньги сегодня нужны сергиевопосадцам. Они хотят знать: нужна ли вообще культура? Долгие годы их предприятие имело льготы от района в оплате аренды за помещение. В год на этом экономили около 30 тыс. руб. Пустяки, копейка — но была уверенность, что власти знают о народном промысле и стараются ему хоть как-то помочь.

Примерно год назад эту льготу у них отобрали. А непременное участие во всех официальных мероприятиях с оформлением шикарных витражей фабрики оставили. А как же? Власть должна показывать, что всемерно способствует развитию народных промыслов...





 
 


Комментарии
Добавить отзыв
Прислать новость

Комментарии

Комментариев пока что нет. Вы можете стать первым.


 
 
Форум

 
 

/i/s.gif


Яндекс.Погода





 

 
Последние объявления


 




Яндекс.Метрика