СТАТЬИ О реставрации хаммерклавира из Дмитровского кремля
23:09 17.09.2008 | Сначала отреставрировали корпус, а потом занялись реставрацией механики. «Это работа кропотливая», – говорит мастер-реставратор старинных клавишных инструментов Тимур Гафитулин. Восемь десятков клавиш, восемь десятков молоточков, и на каждом надо было заменить обшивку по технологиям начала XIX века. Это делается не просто для того, чтобы инструмент зазвучал, а чтобы он зазвучал так, как в те времена. Поэтому меняют и современные стальные струны, которые искажали звук. Новые из латунного сплава вернут мягкость звучания. «Струны заказывали в Англии. Их изготовил мастер Малком Роуз в Лондоне. У него своя мастерская, он сам отливает, занимается технологиями и подбирает к каждому инструменту», – говорит Тимур. В Лондоне в 1807 году был сделан и сам инструмент. Его изготовил известный мастер Джон Бродвуд, основатель крупнейшей фирмы. Его рояли были широко распространены в Европе и успешно конкурировали с немецкими и французскими. Один из инструментов Бродвуда в рекламных целях был подарен Бетховену. Тот ответил восторженным письмом. За бродвудовским роялем композитор создал свои последние фортепианные сонаты. Этот хаммерклавир принадлежал дворянам Апраксиным и находился в их усадьбе Ольгово. «Апраксины славились любовью к искусствам. Собрали замечательную коллекцию живописи. В Ольгово летом ставились любительские спектакли. На сцене в качестве артистов выступали хозяева и их гости. Возможно, хаммерклавир звучал в их спектаклях», – замечает заместитель директора по науке Музея-заповедника «Дмитровский кремль» Наталья Табунова. В Дмитровский музей хаммерклавир попал в 1928 году. Он находится там в окружении предметов из усадьбы Апраксиных, по соседству с реквизитом их домашнего театра. Все это время он молчал, но новый директор музея Анна Садова подумала, что неплохо было бы устраивать в музее концерты и даже делать записи. Тогда и началась реставрация. Сейчас она еще не закончена, и инструмент по-прежнему молчит. Остается им только любоваться. Пианисты, конечно, оценят три педали. «Левая педаль приглушает. Правая – понимает демпферы одной половины, средняя – другой. А если надо всю клавиатуру – две педали», – поясняет Тимур Гафитулин. Уже совсем скоро старинный инструмент откроет новые возможности в звучании сочинений Бетховена, Шуберта, Шумана и их современников. Первый концерт состоится в ноябре.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||