СТАТЬИ

Ошибки сапера Сучкова

12:05 08.05.2007 |

Известный афоризм гласит: сапер ошибается только один раз. Житель подмосковного города Дмитров Василий Игнатьевич Сучков отменил это правило.

В ряды Красной армии 18-летний Василий Сучков был призван в апреле 1942 года. После краткого курса саперной подготовки молодого парня направили на фронт, причем на самое опасное тогда направление – южное. Именно там весной и летом 1942 года решалась судьба войны. Сучкова приписали к разведроте. Вместе с разведчиками Василий уходил за линию фронта. Его задача прокладывать путь в минных полях. Во время одного из таких рейдов по вражеским тылам Сучков и ошибся.

Тогда группа наших разведчиков переплыла реку Северский Донец. Василий привычно пополз первым и, аккуратно раздвигая перед собой высокую луговую траву, заметил тоненькие проводки. Одну за другой обезвредил все неприятельские мины. Остались две последние. Они были как-то странно расположены: проводки переплелись между собой так, что невозможно было определить, к какой именно мине они относятся. Осталось одно – положиться на удачу. Собравшись с духом, Василий резанул провод – взрыва не последовало. Только облегченно вздохнул, как увидел, что обрезанный проводок тянется как раз к той мине, которая должна была взорваться. Почему она не отреагировала – непонятно. Скорее всего оказалась бракованной. Это и спасло саперу жизнь.

А вот другой эпизод, из которого видно, что на войне сапер подвергается смертельной опасности даже тогда, когда вроде бы не допускает явной ошибки. Это случилось поздней осенью 1943 года. Наши войска готовились к наступлению. Сучкову предстояло облегчить им путь, то есть разминировать поле, по которому должны были пойти наши танки и пехота.

Целый день Василий осторожно переползал от мины к мине, обезвреживая их. К концу дня потерял им счет. Вечером стало так холодно, что не спасал даже теплый бушлат. Руки окоченели и не слушались. Проблема заключалась еще и в том, что мины были старые, с проржавевшими взрывателями, да еще будто зацементированы скованной ледяным панцирем землей. Приходилось соблюдать предельную осторожность, чтобы избежать непоправимой беды. Окоченевшими пальцами Василий сумел извлечь из промерзлой земли очередную мину. Чтобы ее обезвредить, сапер взялся за кончик взрывателя, и тут неожиданно обломилась чека.

На глазах сапера взрыватель начал буквально ускользать из пальцев. Невозможно словами передать чувства, которые испытывает в такой момент человек. За считаные мгновения перед Василием пронеслась вся его жизнь. А дальше – кромешный мрак и пустота…

Обычно взрывом такой мины человека разрывает на куски. Уцелеть в принципе невозможно. Василий не только уцелел, но и отделался… всего парой синяков. Придя в себя, минут двадцать сидел на земле, пытаясь понять, что же, собственно, произошло. И только потом, внимательно исследовав развороченную мину, валявшуюся рядом, сапер понял, что точно родился в рубашке. Оказалось, что взрыватель-то у мины сработал, но, к счастью, не сдетонировал находившийся в корпусе заряд взрывчатки. Поэтому взрыв получился как бы не настоящий, похожий на те, что устраивают пиротехники на съемках фильма: шума много, а боевой эффект почти нулевой. Ну и как после такого случая не поверить в чудеса!

Фронтовая судьба и дальше была благосклонна к Сучкову. Вскоре его назначили командиром саперного отделения 103-го отдельного саперного батальона 53-й стрелковой дивизии 7-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта. За одно только лето 1944 года младший сержант Сучков с подчиненными установил на переднем крае нашей обороны свыше трех тысяч мин. А в августе того же года в 15 км северо-восточнее румынского города Хырлэу Василий проделал несколько проходов в минных полях противника, чем содействовал успешному продвижению наступающих стрелковых подразделений. За этот подвиг младший сержант Сучков 10 сентября 1944 года был награжден орденом Славы III степени.

Тяжелыми для нашей армии выдались бои в Венгрии осенью 1944. Саперам под шквальным огнем противника приходилось наводить переправы через многочисленные притоки Дуная. 24 октября, например, юго-западнее венгерского города Тисафельдвара бойцы под командованием Сучкова переправили на правый берег реки Тиса 185 солдат и офицеров, а затем доставили туда 28 ящиков с боеприпасами, шесть минометов и 26 мешков с продуктами. За личную ратную доблесть командир отделения был удостоен ордена Славы II степени.

Ну а полным кавалером самого почетного солдатского ордена Сучков стал уже после войны, 15 мая 1946 года. Правда, орден Славы I степени Василий получил опять-таки за бои в Венгрии. В ночь на 28 марта 1945 года близ венгерского города Дьер Сучков переправил на левый берег реки Раба целую роту солдат, а затем на той же лодке доставил на правый берег раненых. За этот бой командование представило отважного сапера к награде, однако вручили орден Василию только спустя год.

Старшина Сучков демобилизовался в 1947 году и вернулся в родной Дмитров. Вскоре, однако, понял, что обычная трудовая стезя явно не для него. За годы войны Василий Игнатьевич, по его собственному признанию, так привык ежесекундно рисковать жизнью, что спокойное обывательское существование действовало как-то угнетающе. А посему выбор профессии бывший фронтовой сапер сделал быстро: служба в армии правопорядка. В то время в милиции остро нуждались в кадрах, вчерашние фронтовики были нарасхват. Сучкова приняли на службу в Дмитровскую милицию, где он и проработал почти тридцать лет.


Александр Тарасов





 
 


Комментарии
Добавить отзыв
Прислать новость

Комментарии

Комментариев пока что нет. Вы можете стать первым.


 
 
Форум

 
 

/i/s.gif


Яндекс.Погода





 

 
Последние объявления


 




Яндекс.Метрика