СТАТЬИ

Президентский грант сможет получить учитель каждой шестой школы

18:12 28.12.2005 |

Учителя активно обсуждают важнейшие положения национального проекта "Образование". Как будет проходить компьютеризация учебных заведений? Получат ли грантовую поддержку действительно самые достойные - лучшие школы и лучшие учителя? Как видятся образовательные новации из классов? Об этом корреспондент "РГ" беседует с заслуженным учителем РФ, директором лучшей по итогам Всероссийского конкурса школы 2005 года подмосковной гимназии "Дмитров" Аллой Курбатовой.

Российская газета: Алла Викторовна, президентские гранты получат лишь 10 тысяч учителей и 3 тысячи школ. Но достойных, наверное, куда как больше?

Алла Курбатова: У нас миллион с лишним учителей и 64 тысячи школ. Но если выделить лучших - думаю, это немало. Получается, что грант сможет получить педагог из каждой шестой школы. Я абсолютно уверена в необходимости сегодня такого национального проекта. Думаю, он поддержит и доброе имя школы, и учителя в обществе.
Почему реформы образования в который раз дают осечку? Да потому что до сих пор модернизацию школы придумывали "наверху". А что делается сейчас? Предлагая поддержать сильнейших, власть дает обществу возможность познакомиться с передовым педагогическим опытом, который формируется "снизу". И на основании которого в дальнейшем можно построить уже новую концепцию модернизации российского образования.

РГ: А почему вы считаете, что реформы дают осечку?

Курбатова: Например, одним из направлений модернизации стало введение с 2007 года профильного обучения. Но ведь нельзя не видеть, что профильное образование в России существует давным-давно. Конечно, оно прижилось не во всех школах, а только в тех, которые немного дальше смотрели за горизонт и хотели добиться у себя максимально высоких учебных результатов. Допустим, в нашей школе четыре профиля "прописались" фактически с 1992 года. При этом наработана определенная схема, дающая, на мой взгляд, неплохие результаты. А новая схема профильного обучения, предложенная чиновниками образования, моей гимназии совершенно не подходит. Мало того, она уничтожит то, что в школе уже есть и успешно работает. Вот и получается удивительная вещь: "верхи" не видят, что "низы" уже создали.

РГ: Но все же главная проблема сегодня - нищенские зарплаты учителей. Может, именно ее решение и должно стать главным приоритетом национального проекта?

Курбатова: Проект не исключает повышения зарплаты. Просто это разные вещи. Попытка всех уравнять уже была. Сейчас другая задача - поддержать лучших. А взять и разделить всем сестрам по серьгам... И что? Увеличится зарплата на сто рублей - так никто этого толком и не почувствует. Но следующим шагом модернизации образования, я думаю, станет именно повышение заработной платы.

РГ: Вы участвовали в обсуждении критериев отбора школ и учителей на получение премий президента. Со всеми ли из них вы согласны?

Курбатова: В целом они отвечают требованиям сегодняшнего дня. Но мне кажется, их нужно разделить: для сельских и городских школ, для сельских и городских учителей. Об этом я говорила в докладе премьер-министру Михаилу Фрадкову. Ну, не подходят сельским педагогам такие критерии, как владение информационными технологиями и наличие авторских программ! И все же это люди с потрясающей гражданской позицией. Я встречала таких учителей, в том числе и на конкурсе "Учитель года России". Они с болью в голосе говорят о том, что если уйдут из села, то и сел больше не будет. Считаю, что таких учителей нужно поддерживать как можно больше.
Следующий момент. Один из критериев оценки школы в проекте - привлечение внебюджетных средств. Понятно, что многие школы без "внебюджетки" сегодня развиваться не могут, иначе они потеряют свой статус. Но возникает вопрос: а всякая ли школа способна заниматься подобной деятельностью? Возьмем, скажем, те же сельские: да им нередко просто обратиться не к кому. Подобные школы есть и в малых городах.

РГ: А ведь еще общеобразовательное учреждение должно являться ресурсным центром для других учебных заведений?

Курбатова: Вот-вот. В результате возникает ощущение, что критерии пишутся исключительно для Москвы и Санкт-Петербурга. А как же другие города? А села?..
"Спасением" для составителей критериев является то, что они хотя бы предусмотрели привлечение общественных организаций для оценки работы учителей и педагогического коллектива.

РГ: Кого из своих учителей будете выдвигать на премию президента?

Курбатова: У меня в школе работают около ста педагогов, и мы, естественно, задумываемся над этим вопросом. Пока это только "бумажный" процесс - трудно сказать, как надо лично готовить педагогов. Думаю, человек уже своей работой доказал, что он достоин гранта.

РГ: Вы общаетесь с коллегами - директорами школ: как они относятся к проекту?

Курбатова: Я знаю многих, кто заинтересовался всерьез. И к нам, в лучшую школу России, приезжают педагоги и руководители из других городов, чтобы соотнести наш опыт с их возможностями участвовать в конкурсах. Здоровый дух соревнования - это нормально, это должно быть. В обществе всегда есть лидеры, способные повести за собой, которые должны служить ориентиром для других и которые знают, как добиться успеха.

РГ: В этом году вы вошли в состав Совета по науке, технологиям и образованию при президенте и уже выступили на нем. Ваши впечатления?

Курбатова: На доклад, посвященный проблемам общего образования, мне было отведено пять минут. Но хотелось сказать многое. И я очень благодарна президенту, что он дал мне возможность договорить до конца, больше положенного времени. Как учитель я почувствовала, что он меня слышит и понимает. По реализации национального проекта "Образование" тогда выступил министр Андрей Фурсенко. После встречи у меня осталось глубокое убеждение, что в образовании вскоре произойдут подвижки. Реальные, а не на бумаге.


Мнение

Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики:
- Наверное, хорошо давать гранты учителям и инновационным школам. Вопрос в том, что эти меры, сами по себе полезные, зафиксированы сейчас в такой размерности, что не дадут желаемого эффекта, а могут в ряде случаев привести к противоположному. Давайте посмотрим: мы оставляем преподавателя на уровне очень низкой базовой зарплаты, примерно 60 процентов от среднего оклада по стране и примерно 40 процентов от средней зарплаты людей с высшим образованием. Одному учителю на три школы даем при этом грант в 100 тысяч рублей в год. Таким образом довольно сложно воодушевить кого-либо идти в систему образования и повышать свою квалификацию. Ведь что ни говори, а мыслей "кто ближе к директору, того и выберут" не избежать. А вот если в каждой школе будет 2-3 таких учителя, то по крайней мере появится база для сравнения.


Светлана Зорченко





 
 


Комментарии
Добавить отзыв
Прислать новость

Комментарии

Комментариев пока что нет. Вы можете стать первым.


 
 
Форум
Весёлые, обнадёживающие новости. (192)

[video=320,240:2tswqm12]https://you... Будь здоров

Слуга народа))) (7)

Катти, оказалось не так прост и ф... Teddy

Почему штаты "ненавидят" Путина и почитают Навального? (15)

. Распространял неделю по неско... disman3

Родители первоклассников, как вам новый обр. стандарт? (14)

Да вот что удивляться, уже и учеба ... Димочкина

ипотека с господдержкой (20)

Ну сейчас то классная ипотека и гос... Димочкина

Пианина. Серия вторая. 18+ (143)

Смешная :ROFL: Димочкина

сто (1)

Сколько можно размещать таких посто... AnastasiaPastukhova

Где скачать книгу? (25)

На Флибусте лучше всего AnastasiaPastukhova

Самый лучший день (8)

У меня дети его очень любят AnastasiaPastukhova

События в Украине. (9797)

Когда под рукой пульт и лишь одна к... Teddy

Вот у меня дома ремонт, и я вот думаю каким цветом сделать с (53)

Мне кажется, что белый или серый - ... Лучиэнь

Покрывало на кровать, какое оно у Вас??? (26)

Брали в Hoff. Считаю, что лучше смо... Лучиэнь

Фермерская продукция в магазинах. (5)

Я перестала доверять таким магазина... Лучиэнь

Ешьте мясо "Мираторг", будете здоровы! (4)

Какая-то антиреклама... Знаете, те,... Лучиэнь


 
 

/i/s.gif


Яндекс.Погода


Афиша
Банкеты, проживание на территории «X-land» парка со скидкой 15% /i/arrow_dark.gif
 
12 - 25 сентября Стриж Ману растет в семье чаек и изо всех сил пытается научиться плавать, ловить рыбу и летать так же, как и они /i/arrow_dark.gif
 
12 - 25 сентября Чудом оставшись в живых после взрыва, Тео получает от умирающего старика редкую картину и кольцо /i/arrow_dark.gif
 
15 и 21 сентября открытие нового XXIX театрального сезона, премьера спектакля /i/arrow_dark.gif
 
22 сентября спектакль по А. П. Чехову в театре "Большое гнездо" /i/arrow_dark.gif
 
21 сентября открытый фестиваль по уличным танцам /i/arrow_dark.gif
 





 

 
Последние объявления

Строительство, ремонт и отделка

Строительство, ремонт и отделка. Весь...

Грузоперевозки,переезды

Грузоперевозки, переезды от 1кг до 1500...

Грузоперевозки,переезды

Грузоперевозки, переезды от 1кг до 1500...

продажа натяжных потолков

abadapotolok_ru - Натяжные потолки от...

Ментальная математика

Подготовка детей к школе на дому. 5 -...

Копьюторный школьный рабочий...

Цена: 141 800

Школьный компюторный стол со шкафом для...

Грузоперевозки в Дмитрове.Грузчики...

Грузоперевозки в Дмитрове.Грузчики.№ 1851545...

Требуется продавец

Требуется продавец в магазин инженерной...

Продаю 2-комнатную квартиру...

Продается 2-комнатная квартира в г.Дмитров...

Строительство в Дмитрове, Дмитровском...

Фундамент. Устройство фундаментов, подпорных...

Варочная панель Hotpoint-Ariston...

Цена: 6 000

Варочная панель Hotpoint-Ariston производство...

Строительство, ремонт и отделка

Строительство, ремонт и отделка. Весь...

Подключение к электросетям,...

Подключение к электрическим сетям - дома...

Две шины hankook ventus prime2...

Цена: 4 100

Продам две штатные шины hankook ventus...

Дробь стальная и чугунная ГОСТ...

Дробь металлическую купить и получить...


 




Яндекс.Метрика